Наталья
Баландина
руководитель отдела "эффективное производство"
ИНТЕРВЬЮ МЕСЯЦА
Нас одели как космонавтов, и мы пошли на завод
О ПОЕЗДКЕ В ИТАЛИЮ

ЗАВОД И МУЗЕЙ LAMBORGHINI, ЗАВОД МУКИ MOLINO GRASSI, ТОМАТНЫЙ ЗАВОД MUTTI И ЗАВОД ПО СИРОПАМ TOSCHI

В начале ноября, очень неожиданно для себя, я оказалась в командировке в Италии. Наша программа состояла из посещения 3 производств: завод Toschi (Тоски) - производство ягод в спирту, сиропов, смесей для джелато и ингредиентов для мороженого. Второй завод: Molino Grassi (Молино Грасси) – переработка зерна, мука, всякие безглютеновые продукты. И третье производство это Mutti (Мутти) – монополисты по производству томатов: томатная паста, томаты резанные, соусы, кетчупы, песто и т.д. В качестве «развлекухи» мы посетили музей и производство Lamborghini (Ламборгини). Кстати, именно оно произвело на меня самое большое впечатление!

Сразу хочется сказать, что все эти компании, включая Lamborghini – семейные. И почти везде на экскурсиях и презентациях присутствовали владельцы. По каждому из них было видно, что им нравится то, чем они занимаются. На всех заводах была организована дегустация продукции – это всегда была самая классная часть:) Естественно, на всех заводах, кроме Molino Grassi, технологию производства не показывали. Практически все владельцы и их семьи проживают рядом или на территории завода. То есть: ты идешь по территории завода и тут тебе экскурсовод говорит: «А посмотрите направо! Вот здесь внизу проживает наша бабушка или мама с папой (основатели завода)». Там стоят огромные коттеджи! На всех заводах было очень чисто и это я для себя особенно отметила.

На заводе хирургическая чистота, везде кругом цветы, все люди улыбающиеся и в хорошем настроении, все очень тепло нас приветствовали
LAMBORGINI
МУЗЕЙ И ЗАВОД
По прилету нас повезли в музей Lamborghini. Сначала я подумала: «Зачем мне этот музей Lamborghini, что я там увижу?». Ведь музей — это музей. Это просто походить! Но я ошибалась:) Музей потряс меня самого начала: все очень ярко, необычно, стояли космические автомобили. После экскурсии нам сообщили, что нас поведут на завод. И тут мой интерес подогрелся, потому что производства я смотреть люблю.

Нас одели как космонавтов, и мы пошли на завод. И дальше был реальный космос — у меня отвалилась челюсть:) В общем: хирургическая чистота на заводе, везде кругом цветы, все люди улыбающиеся и в хорошем настроении, все очень тепло нас приветствовали. Гид сразу начала рассказывать нам, как они тут живут и чем дышат. У них прямо в самих цехах установлены карбоновые кузова машин. Карбон — это не металл. Делают они его самостоятельно и исключительно для того, чтобы машина была легкая.

Нам сказали, что на данном заводе производятся две модели Lamborghini – Aventador (Авентадор) и Huracan (Хуракан), а также двигатели для модели Urus (Урус) – это новая модель, которая запустилась на рынок в 2018 году. Что поразило – никто никому ничего на словах не передает. Никаких вот этих вот «Ай, Маша, ты мне запчасть принесла?». Вот этого вообще не было:)

Там стоит конвейер, который ты изначально даже не замечаешь. Само производство автомобилей разделено на 24 станции, на каждой из которой делают 3-4 операции. Над каждой станцией висит большой экран, на котором ведется отсчет времени. Когда ты приходишь на работу ты видишь свой план. И дальше конвейер начинает плавно двигаться, причем движение у него четко регламентировано: через каждые 32 минуты. У каждого на руке есть браслет, с помощью которого он логинится к компьютеру на своей станции и вся информация отображается на экране. Все видят, если у тебя что-то пошло не так: где-то может быть деталь не притерлась, где-то зазубрины. Человек жмет кнопочку на браслете и загорается красный сигнал. К нему сразу идет усиленная бригада специалистов, со специалистами узкого профиля. Что очень интересно: они сказали, что люди на каждых операциях не застаиваются. 1 раз в месяц всех людей в цехе меняют местами. Поэтому у них все специалисты — универсалы.

Первая станция на линии — это автомобили Huracan, их в день выпускается 13-14 штук. Следующая станция — Aventador. Он выше классом и в день выходят всего 6 автомобилей. Работает все точно также, также люди видят план, но там больше индивидуального подхода к клиенту. Поэтому нет стандартного автомобиля. Да, конечно, есть стандартный прайс, но как сказал экскурсовод: «По стандартному прайсу эти автомобили не заказывают никогда». То есть это обязательно либо индивидуальная обивка, либо цвет, либо логотип и т.д. 90% клиентов выбирают свой цвет кузова — 15 тысяч евро, и ты обладатель своего цвета:) Кстати, машину ждут год! У них склада нет вообще. Все машины, которые они запускают в производство, уже были выкуплены год назад. Между прочем, 50% автомобилей выпускается на рынок США. Нас даже нет в десятке, а вторые по миру — китайцы.

Очень интересно было посмотреть, как они относятся к интерьеру автомобиля. Они даже заказывают форму кресла индивидуально! Все строчки, все стежки на кресле, обивка — все индивидуально. Еще они запустили такую фишку, что вместо логотипа с атакующим быком ты можешь разместить все что угодно (логотип основатель придумал сам – по знаку гороскопа он был телец и обожал корриды). Эти логотипы клиент может разместить где угодно – на обивке, на деталях, на стекле и т.д.
Там, где шьют сидения и чехлы работают исключительно женщины. Брак они рассматривают не под микроскопом – они проверяют на ощупь. Буквально: есть трехметровая черная неокрашенная шкура и каждый сантиметр прощупывается руками. То есть, у сотрудниц должны быть очень чувствительные пальчики:) Они нам показывали брак: мы всей толпой искали изъяны (они обведены мелом на шкурках), но так и не нашли. В нашей группе был молодой человек, который сказал: «Ну давайте мы поставим это на жигули! Пускай отошлют эти шкуры с браком! У нас не будет брака вообще:)! Они конечно посмеялись над нашей находчивостью и сказали, что только русские могут такие вещи предлагать:) Потом, после выявления изъянов на шкуре, ее фотографируют в компьютер и машина располагает на ней детали на вырезку таким образом, чтобы в итоге выбросилось минимальное количество шкуры с учетом брака.

Кстати, еще сотрудники могут вывести на экран 3D модель своей детали и сделать там пометки о неполадках, чтоб следующие специалисты уделили этому моменту особое внимание. Также завод содержит штат профессиональных водителей, которые в течение 80 дней обкатывают каждую новую машину. Но достаться владельцу она может только при условии, что пробег не будет превышать 50 км. У них есть трековое тестирование, а есть тестирование по определенной трассе («окружная трасса вокруг наших деревень»).
Меня очень поразила эта слаженность работы, при этом очень спокойная обстановка без всякой суеты, беготни, грязи, запахов. Представить это очень тяжело, это надо просто увидеть своими глазами.

Хочется отметить, что на заводе никто не перерабатывает. Работают все 5 дней в неделю. Есть 1 час на обед, причем обедают все разом — линия останавливается. Еще есть 2 перерыва ровно по 11 минут. Рабочий день — 8 часов. Нет вечерних смен, никто не задерживается. За места они держатся, зарплаты очень хорошие.

Изначально Ferruccio Lamborghini (Ферручо Ламборгини) являлся крупным промышленником тракторов. В послевоенные годы он собирал военную технику по стране и переделывал ее в трактора. Но уже в 1963 году он открыл свой первый завод по производству автомобилей Lamborghini. Владельцем завода он был всего 9 лет. После этого он продал свой контрольный пакет акций и в данный момент компания Lamborghini принадлежит концерну Volkswagen (Фольцваген). Кстати, компания неоднократно переживала банкротство. Но в данный момент она на подъеме и Ferrari уже точно сделали:) В момент ухода с олимпа Ферруччо занимался виноделием и, между прочем, вполне успешно. Он закончил годы своей жизни крупным винным меценатом: сам растил, сам производил и продавал.
TOSCHI
ПРОИЗВОДСТВО СИРОПОВ
Второй день нас принимала компания Toschi (Тоски). Как я уже говорила, процесс производства основной продукции нам не показали, но зато показали процесс производства уксуса. Причем это был натуральный винный уксус. Я открыла для себя очень интересные вещи, потому что производство уксуса я видела на нашем питерском Масложировом заводе, но это просто день и ночь. Там люди делают реально натуральный продукт, а не переливают из одной канистры в другую уже готовое сырье и говорят, что мы произвели уксус: воды побольше нальем и тут будет 9%, а тут поменьше нальем и будет 27%:)

В Toschi этот процесс может занимать 25 лет и литр продукта может стоить больше 1 тысячи евро! Конечно, бизнес они на этом не делают. Это бренд. Его продают в элитные рестораны, а также для хранения коллекционерам ( они передают его из поколения в поколение).Для промышленных объемов Toschi смешивают бальзамический уксус и винный: там огромные дубовые бочки в 3 метра. Это все бродит полгода-год. Ну а потом фасуют, разливают и продают.

Еще очень интересно делают ликеры. У них есть ликер Nocino (Ночино). Он на ореховой скорлупе. Причем ореховая скорлупа зеленая! Это недозрелые грецкие орехи. Они собирают эти плоды, измельчают вместе с этой скорлупой, закладывают сырье в большую дубовую бочку, заливают спиртом и ждут. Нам давали его на дегустацию пробовать, совсем маленькие штопики. Я купила такой домой, крепость у него 40 градусов. Ликер очень густой (как рижский бальзам), цвет насыщенно-шоколадный, очень тягучий, вкусный, но, конечно, очень крепкий.

Для всех сиропов Toschi сырье для изготовления идет исключительно итальянское, они не покупают ничего из других стран. Мне запомнилась дегустация, потому что в Италии есть еще один поставщик сиропов и дегустация была слепая, в сравнении с этим производителем. Во всех номинациях выиграл Toschi. Конечно чувствуется, что это сироп и в нем много сахара, понятно что это удар по печени:)

Но это же производится в основном для того, чтобы делали вкусные коктейли, а не для того, чтобы его пили кружками:) Еще они делают смеси для джелато, мороженым тоже угощали. Но для меня наше отечественное мороженое намного вкуснее, потому что джелато очень сладкое.
MOLINO GRASSI
ПРОИЗВОДСТВО МУКИ
На следующий день у нас был Molino Grassi. Приняли тоже очень радушно. Саму экскурсию вместе с переводчиком нам проводила дочка владельца компании. Не могу сказать, что завод меня очень впечатлил. Я производственник с 20-ти летним стажем, поэтому я много чего видела, и на мукомольных заводах я тоже была. Да, конечно, чисто! Там даже не было мучной пыли! Это не как на нашем ПМК (Петербургский Мельничный Комбинат), который находится на Предпортовой улице. Везде конечно же была пыль, потому что она летит и от нее никуда не деться. А вот там нет! Там видимо все очень герметично собрано и сделано. Нигде нет притока воздуха и влаги. У них даже мойка оборудования – достаточно редкое явление. Так как разбираешь аппарат, а там ничего нет:)

Очень запомнилась у Molino Grassi дегустация: они давали пиццу. Но могу сказать, что наш сотрудник, Антон Коростелев, делает все абсолютно точно также. Я специально для него записала видео и при встрече я ему обязательно его покажу:) Кстати, Мировой Чемпионат пиццеров проходит в городе Парма и завод Molino Grassi находится в Парме. Дегустацию вел один из местных прославленных шеф-пиццеров. Могу сказать, что технологии, которые использует Антон, в точности воспроизводят то, что, собственно говоря, производил их шеф. Но я бы не сказала, что наша пицца проигрывает во вкусе. Мне почему-то кажется, что наша пицца вкуснее, чем то, что я пробовала там. Вот это – все, что я вынесла. Но хочется же удивиться! А я не удивилась во вкусе. Вот пицца в Italliani – вообще космическая:)
MUTTI
ТОМАТНЫЙ ЗАВОД
Третий день был завершающий, мы были в компании Mutti. Они безусловные монополисты и это чувствовалось сразу. Их доход в 2-3 раза выше дохода остальных двух компаний. Сама территория завода была кричащая: «У нас есть деньги!». Но чем больше у компании денег, тем меньше внимания люди уделяют деталям. Прием внутри завода был как на автомате. На всех заводах мы были целый день, поэтому нас везде кормили. У них же видимо была вызвана какая-то кейтеринговая компания, которая нам накрывала. Блюда были остывшие и это сразу произвело не лучшее впечатление.

Что касается их продукции — у них безусловно вкусно. Нам не показали процесс, они показали фильм на русском языке. Из него было интересно узнать, что они смогли подобрать такие сорта помидоров, которые созревают одновременно. Вот как у нас у бабушки: созрел один, второй, третий и так все лето ты ходишь с этими помидорами:) А там не так. Там такие сорта, что они созревают все разом, как цветы в букете распускаются, а потом приезжает машина и как картошку их собирает. Подстригает вместе с ветками. Потом машина хорошенько их трясет. Причем мы 10 раз спросили: «А они там не давятся?» Нет, они не давятся! Не знаю как:) Все, что не дозрело, остается на ветках и затем идет на корм скоту, а то, что упало — на производство.

Завод работает соответственно тоже очень интересно: он не работает круглый год. У них заготовка помидоров составляет 2 месяца – 60 дней. Помидоры - быстропортящийся продукт, поэтому что-то они сразу выпускают на прилавки. Например – резаные помидоры. Они их могут производить исключительно только в сезон заготовки помидоров. Потому что ни из каких других помидоров, кроме как из свежих, ты помидоры резаные не получишь. Это, кстати, надо учитывать, когда ты покупаешь продукцию и на ней видишь дату производства. Ты примерно должен понимать, что с июля по середину сентября в Италии происходит процесс заготовки. Остальное сырье, такое как томатная паста, соусы, кетчупы, маринованные помидоры они производят исключительно из того сырья, которое заготовили в период заготовки. И завод весь подстраивается под этот заготовочный цикл. В не сезон работает 100 человек, а в сезон 1000. Причем всех этих людей они берут как на аутсорсинге – привлекают, они приходят, у них огромные зоны приемки.
Завод заключает договора с Союзом фермеров, диктует им цену. Если Союз фермеров одобрил эту цену – все по ней работают. Цена зависит от предложения на рынке. Они не пользуются томатами китайского производства, не закупают в соседних странах. Исключительно Союз фермеров, участники которого растят свои помидоры в Италии. Mutti проверяет помидоры на сахар, на полезные вещества. Если помидор не соответствует, то фермеру, который пригнал эту фуру, говорят еще до момента разгрузки, что цена его помидоров будет ниже стандартной. Зато нет ложных надежд и стояния в очереди.

В день они принимают до 200 фур в период сезона.
Там, конечно, на заводе космос на приемочной линии. Огромные отстойники — машина загоняется, у нее берут пробу, через 15 минут мы уже знаем все об этих помидорах, затем сразу говорят цену, ведь это самое главное для фермера. Там нет политики, что «мы берем все и пытаемся сделать из этого конфетку». Есть только небольшие пределы в «похуже» и «получше», за рамки которых они не заходят. Они говорят, что, покупая продукцию Mutti, вы можете быть на 200% уверены в том, что внутри банки сырье исключительно итальянского происхождения.
К сожалению нет, сезон уже закончился. Посмотрели только процесс фасовки кетчупов и томатной пасты. Но там обычные производственные линии, я ничего особого для себя не увидела. Я это наблюдала на многих заводах в Санкт-Петербурге.

Мне очень понравилась по вкусу их томатная паста. Она не была кислая и это были реально молотые томаты. Еще очень понравился песто. Я первый раз попробовала песто из помидоров. По вкусу мягче, чем обычное песто и на цвет оно рыжее. Резаные томаты вкусные, но не лучшие. На все была слепая дегустация с другими компаниями. Я очень люблю слепые дегустации: если нравится, значит нравится. И тут ты уже не подыграешь. Они, кстати, даже соки выпускают, но соки — это точно не их история.
Благодарим Наталью за уделённое время и за то, что поделились с нами замечательными впечатлениями! Также выражаем благодарность Анне Шинкаревой, менеджеру по внутренним коммуникациям, за работу над материалом!

Отправляйте нам ваши предложения по теме следующего интервью!
Найс?
Made on
Tilda